» » "ВИМ-Авиа" долетела до президента

Финсектор

"ВИМ-Авиа" долетела до президента

«ВИМ-Авиа» долетела до президента

Владимир Путин раскритиковал вице-премьера Аркадия Дворковича и министра транспорта Максима Соколова из-за ситуации с «ВИМ-Авиа». Министру объявлено о неполном служебном соответствии. Президент усомнился в адекватности критериев, по которым Минтранс оценивал положение авиакомпании. Между тем собственник авиакомпании, вероятнее всего, покинул Россию, сообщил глава Росавиации Александр Нерадько.


Кризис на рынке авиаперевозок и туризма, вызванный финансовыми проблемами авиакомпании «ВИМ-Авиа», вышел на уровень главы государства. В среду, 27 сентября, на встрече с членами кабинета министров Владимир Путин подверг резкой критике профильных чиновников — министра транспорта Максима Соколова и вице-премьера Аркадия Дворковича.

Реклама

«Мы вчера с министром на этот счет разговаривали. Максим Юрьевич мне сказал о том, что эта компания полностью соответствовала всем критериям. Он мою реакцию знает, не буду [ее] повторять, но в одной части повторюсь: если вы выработали такие критерии, то чего они стоят?» — спросил Путин.

По его словам, десятки тысяч людей оказались в сложной ситуации, и такое происходит не в первый раз. «Бизнес не для бизнесменов, а для людей, которые пользуются этими условиями», — заявил он.

Президент объявил главе Максиму Соколову о неполном служебном соответствии. «Если справитесь с ситуацией, то подумаем, что делать с этим неполным служебным соответствием. Не справитесь — тоже подумаем», — заключил Путин.

Досталось от президента вице-премьеру Аркадию Дворковичу, который «недостаточно уделяет внимания транспортной системе».

«Мы сейчас с председателем правительства обсуждали это, я обращаю внимание курирующего транспорт вице-премьера... Может быть, вы перегружены слишком? Мы уже говорили об этом», — сказал президент.

Дворкович уже не первый раз попадает в подобную ситуацию. В феврале 2015 года он дважды получал от Владимира Путина замечание за остановку пригородного железнодорожного сообщения и резкий рост тарифов на перевозки электричками.

«Перестали ходить электрички в регионы, вы что, с ума сошли?», — задавал Дворковичу вопрос Владимир Путин.

Спустя неделю президент вновь вернулся к этой теме: «Вы неудовлетворительно провели анализ всей ситуации, вот и все. Вы же должны это понимать, чувствовать это. Ситуация, при которой в Марий Эл тариф был 22 рубля, а стал 89, в Забайкальском крае — 22, а стал 90, неприемлема».

Новости smi2.ru

Спустя месяц пригородное железнодорожное сообщение было восстановлено, регионы получили компенсацию из федерального бюджета, сглаживающую рост тарифов, а Аркадий Дворкович остался на посту вице-премьера и продолжил курировать транспорт. Как будет на этот раз, пока непонятно.

Между тем, проблема с перевозкой пассажиров «ВИМ-Авиа» продолжают сохраняться. На вторник, 26 сентября, только за границей оставалось почти 39 тысяч человек, перевозка которых осуществляется в рамках чартерной программы.

Сама авиакомпания 27 сентября заявила, что «в настоящий момент компании необходимо вернуть домой около 16 тыс. пассажиров, перевезенных чартерными рейсами».

В «ВИМ-Авиа» отметили, что в данный момент «работает антикризисный штаб», а «26 сентября было выполнено максимально возможное в данных сложных экономических условиях количество регулярных рейсов авиакомпании в Благовещенск, Анадырь, Санкт-Петербург, Симферополь, а также КНР».

«Пассажиры, которые приняли решение произвести возврат билетов, могут осуществить это в порядке, установленном законодательством РФ и подробно описанном на сайте авиакомпании», — говорится в сообщении перевозчика.

Кроме того, «ВИМ-Авиа» заявила, что обратилась к правительству «с просьбой рассмотреть возможность срочного предоставления госгарантий для оплаты топлива для вывозных рейсов». По неофициальным данным, речь идет о сумме 840 млн рублей.

По данным Росавиации общая кредиторская задолженность авиакомпании составляет около 7 млрд рублей, а ее самолеты сейчас арестованы в Турции, Бельгии и Франции.

«В Минфин России письмо официально не поступало», — сказали «Bankingg.ru» в пресс-службе ведомства. В Минтрансе на запрос не ответили.

На прошлой неделе собственник «ВИМ-Авиа» (компания записана на Рашида Мурсекаева и его жену) сам обратился в Росавиацию за помощью в переговорах с кредиторами, отметил глава Росавиации Нерадько, выступая в среду Госудуме. При этом ранее собственник заверял, что ситуация стабильна и «прекращение операционной деятельности не прогнозируется».

По словам Нерадько, собственник «ВИМ-Авиа» не явился на последнее совещание регулятора по ситуации с компанией. «Предполагаю, что владельца «ВИМ-Авиа» уже нет в России», — сказал он.

Глава Росавиации также заявил, что, по результатам последней проверки, проведенной по итогам 2016 года, авиакомпания относилась к первой, наилучшей группе по своему финансово-экономическому состоянию. «Отчетность компании свидетельствовала о полном финансовом благополучии» и поэтому, в соответствии с действующим законодательством, «у Росавиации не было никаких оснований вводить ограничения в деятельность авиакомпании».

В то же время банкротство «ВИМ-Авиа» дало повод главе Росавиации напомнить про идею создания страхового резерва в сфере авиаперевозок.

Страховой сбор в размере 10 руб. с одного билета при существующем объеме перевозок около 100 млн пассажиров в год позволит создать резерв порядка 1 млрд рублей, уверен Нерадько. При этом он признал, что сами авиакомпании выступают против такого предложения.

В свою очередь, председатель Госдумы Вячеслав Володин поручил срочно разработать законопроекты, которые позволят предотвратить повторение ситуации с авиакомпанией «ВИМ-Авиа». «Плохо то, что мы постоянно наступаем на одни и те же грабли, это недопустимо», — констатировал он.

Эксперты отмечают, что изменение предъявляемых к авиакомпаниям критериев не поможет изменить ситуацию на рынке.

Ведущий эксперт Высшей школы экономики Андрей Крамаренко считает правовые нормы и критерии адекватными. «Проблема в некомпетентности Федерального агентства воздушного транспорта», — считает он.

Вполне возможно, что совершенствовать систему мониторинга и критериев можно, отмечает исполнительный директор отраслевого агентства «АвиаПорт» Олег Пантелеев. Вопрос в том, есть ли в Росавиации и Минтрансе специалисты, которые могут изучать финансовые документы компаний таким образом, чтобы на раннем этапе диагностировать финансовые проблемы.

Теги:

Путин Владимир Владимирович Дворкович Аркадий Владимирович Соколов Максим Юрьевич Федеральное агентство воздушного транспорта (Росавиация) Министерство транспорта РФ (Минтранс России) Министерство финансов РФ (Минфин) Володин Вячеслав Викторович Государственная дума Национальный исследовательский университет Высшая школа экономики (НИУ ВШЭ)


При подготовке статьи были использованы материалы: www.gazeta.ru



Похожие новости

Новости других разделов

Присоединяйтесь

Каждый в меру своего понимания общего хода вещей работает на себя, а в меру непонимания на того, кто понимает больше..

Журналисты

Цитата

Люди научились плавать как рыбы, летать как птицы. Осталось научиться жить как люди...

Джордж Бернард Шоу