Росфинмониторинг проверит, не отправлено ли почтой грязных денег Поощряйте инакомыслящих и укрепляйте передовую линию: 6 уроков лидерства эпохи пандемии Акции неработающего завода подорожали на Мосбирже втрое за пять дней

Воздушные шары с интернетом и «информационный жир»: как коронавирус изменил мировой рынок образования

Воздушные шары с интернетом и «информационный жир»: как коронавирус изменил мировой рынок образования

Пандемия принудила рынок образования к серьезным переменам. Учителям пришлось срочно осваивать новые технологии, правительствам — выделять небывалые средства для обеспечения стабильной связи, а IT-гигантам — «делать мир лучше», разрабатывая бесплатные продукты. В долгосрочной перспективе есть риск: тотальный онлайн может сделать образование поверхностным и недоступным для масс

Оксана Селендеева — основательница школы программирования для детей CODDY. Филиалы проекта работают в 133 городах в 13 странах мира. На 195 площадках CODDY обучается более 40 000 детей. Выручка сети за 2019 год составила свыше 800 млн рублей. В колонке для Forbes Селендеева анализирует, как изменится глобальный рынок образования под влиянием пандемии коронавируса.

«Если нас не убьет коронавирус, то это сделает дистанционное обучение», — цитата израильской матери четверых детей, которая стала вирусной. Пандемия COVID 19 показала — мир не готов к переходу учебы в онлайн. По данным института статистики ЮНЕСКО, закрытие образовательных учреждений затронуло почти 1,5 млрд учащихся. Около половины из них не имеет доступа к домашнему компьютеру, а 43% — даже выхода в интернет. В ряде стран третьего мира последний показатель превышает 80%.

Даже в государствах, где нет проблем с IT-инфраструктурой, переход к дистанционному обучению — трудная задача, ведь многие учителя не готовы к эффективному проведению онлайн-занятий. В некоторых странах Африки всего 64% преподавателей начальных классов и 50% средних прошли минимальную подготовку, и уровень их компьютерной грамотности остается низким.

Дать возможность

Кризис выявил пробелы глобальной системы образования и мобилизовал всех ее участников. Под слоганом и хештегом #LearningNeverStops ЮНЕСКО организовало Глобальную коалицию по вопросам образования, задача которой — сделать систему более гибкой и открытой. Страны по всему миру вынуждены идти навстречу игрокам рынка образования, чтобы не застопорить процесс обучения (не стоит объяснять, к каким последствия это может привести).

Во многих государствах на время пандемии отменили тарификацию доступа к образовательным порталам. Повсеместно появляются и популяризируются бесплатные онлайн-курсы и образовательные инициативы. На сайте ЮНЕСКО опубликован обширный список платформ, мобильных приложений и других ресурсов для дистанционного обучения — практически все бесплатны. В Китае обеспечен доступ к 22 онлайн-платформам, предоставляющим 24 000 бесплатных курсов для студентов.

Профессора публикуют фото домашних рабочих мест, чтобы наладить эмоциональный контакт со студентами

Крупнейшая австралийская телекоммуникационная компания Telstra выдаст более 26 000 бесплатных SIM-карт и мобильных модемов для учащихся штата Виктория, у которых нет домашнего интернета. Кроме того, с начала пандемии правительство штата обеспечило нуждающимся более 46 000 ноутбуков.

Учеба кочует на государственные радио, ТВ и в онлайн-медиа — повсеместно вводятся образовательные программы, что, вероятно, останется нормой и после снятия карантина. В первую очередь, это прорыв для развивающихся стран. Например, Руанда в период пандемии запустила национальный YouTube-канал REB elearning, куда выкладываются видеоуроки по общеобразовательным предметам. Конечно, для многих стран единственными доступными для большинства каналами остаются телевидение и радио. Такая ситуация, например, на Мальдивах, где правительство обязало школы определять количество учащихся, у которых нет доступа к интернету, и запустило обучающую телепрограмму для учеников 10-х классов (такая же программа разрабатывается и в радиоформате). 

«Обеспечить бесперебойное обучение, несмотря на технические сложности», — с такой инициативой выступило министерство образования Китая с открытием нового учебного семестра, который начался онлайн. Оно объединило усилия с министерствами промышленности и информационных технологий. Главные задачи кооперации — повысить качество интернет-покрытия по всей стране и увеличить пропускные способности образовательных порталов, особенно национальной образовательной платформы, которую одномоментно посещают миллионы человек.


Похожие новости